КАРЕЛОВ МИР

ВКОНТАКТЕ

Село Вешкелица находится в l00 км от Петрозаводска на дороге в сторону города Суоярви. В Суоярвском районе практически нет коренных жителей. В годы финской кампании (1939-1940 гг.) население покинуло родные места и ушло в Финляндию. Вешкелица, пожалуй, единственное истинно карельское село в Суоярвском районе. Поселение было основано не позднее XVII века. Интересна история, связанная с возрождением села. Восстановлена она Петром Шамшиным, уроженцем Кондопожского района, долгие годы живущим в Вешкелице, незабвенно любящим это село и его жителей, и ставшим главным вдохновителем сбора исторических документов. Его стараниями сегодня в Вешкелице организована музейная комната. Что же касается возникновения имени села, то на этот счет существует несколько версий. Во-первых, вполне логично предположить, что название "Вешкелица" произошло от вешек, обозначавших санный путь по озерам, вдоль которых карелы строили свои деревни. В XV в. из Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил большой зимний торговый путь. По этому пути вывозилась также дань (оброк) Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шел этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал он и по озерам, поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись. В музейной комнате Вешкелицы имеется два подлинных документа, датированных 1841 и 1842 годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом — Вешкельский приход. Позже краевед Шамшин, по документам госархива внимательно изучив карту западной части Российской империи (составитель Губерт, 1908 г.), на которой отмечены все города и деревни Олонецкой и Архангельской губерний, нашел на ней Вешкельский погост. А еще "векша" означает "белка". Известно, что в XIV-XVI вв. карелы платили дань Великому Новгороду, а затем и Русскому государству беличьими шкурками, которые высоко ценились на внутреннем и внешнем рынке. Пунктами сбора и вывоза этой дани были погосты. Это обозначает, что село являлось административным и церковным центром всех деревень в округе. Село Вешкелица является групповой системой населенных мест (гнездом деревень), состоявшей в прошлом из двух десятков средне- и малодворных крестьянских поселений. К настоящему времени в центральной части села отдельные поселения слились в единую территорию жилой застройки, на окраинах планировка села сохранила первоначальный характер. Интересен природный ландшафт Вешкелицы — село расположено на берегах семи небольших озер (Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви и др.). Рельеф местности – с крутыми береговыми склонами и холмами с большими перепадами высот, уникальная природа предопределила в высшей степени живописный характер поселения. Композиционной доминантой сельской застройки в прошлом была Георгиевская церковь (ныне утрачена). Жилая застройка Вешкелицы представлена, в основном, традиционными домами усадебного типа, где достаточно много домов постройки начала ХХ века, несколько домов – конца XIX века. Центральная часть села застроена современными многоквартирными домами, искажающими его исторический облик. Экономика села развивается за счет пушного звероводства. В 1980-х годах из неперспективной деревни Кангозеро в село Вешкелица была перевезена часовня Георгия Победоносца (памятник народного творчества XVII века). Из традиционных жилых домов большой интерес представляет дом Сорокина (конец XIX века). В селе Вешкелица ежегодно на Троицу проходит "Вешкельская ярмарка". Через Вешкелицу шел тракт на Петрозаводск, а ярмарка славилась тем, что местное население продавало озерную рыбу, а в Вешкелицу везли соль, муку. Исторические записки гласят, что ярмарки в Вешкелице бывали на престольные и церковные праздники – Покров и Троицу, праздновали по неделе. В субботу и воскресенье посещали могилы, украшали дома, улицы берёзками, в церковь шли с цветами. Местное население – карелы – после службы с благословения батюшки вслед за молодежью отправлялись на берег озера, где вокруг березки водили хороводы. Старую традицию ярмарки возродили, и теперь ежегодно жители старинного карельского села принимают фольклорные коллективы из других районов республики на свой традиционный праздник.