КАРЕЛОВ МИР

ВКОНТАКТЕ

Надобность канала существовала испокон веков. Основные системы передвижения, как в Карелии , Беломорье, так и в других регионах были водные пути. Не даром все населённые пункты строились как правило на берегу крупных водоёмов. При наличии канала в древние времена он бы был не иссекаемым источником дохода и создавал бы более эффективные торговые отношения между Беломорьем и другими регионами.Помимо этого здесь проходил путь паломников к Соловецкому монастырю. Первым, кто воспользовался идеей прохода от с Белого моря до Онежского озера был Петр первый. Прорубив просеку шести метровой ширины он протащил два своих Фрегата с Белого моря в Онежское озеро за 10 дней по бревенчатому настилу. После этого стали вынашивать план строительства здесь судоходного канала. Первое предложения в конце 18 века было от местного купца, который предложил построить канал через Водлозеро (нынешний национальный парк Водлозерский). Второе предложение в это же время поступило с Петрозаводска за подписью 3 купцов и директора Олонецкого завода. Второй проект был очень близок к нынешнему Беломоро-Балтийскому каналу. Но в то время оба этих проекта признали не выполнимыми из-за сложности (большое количество скальной породы) и дороговизны. Планированием строительства канала основательно занялись уже в начале 20 века по приказу Сталина. В 1931 году он подписал приказ, по которому за 20 месяцев должны были построить канал. Канал был построен в эти рекордные сроки. Открыт он был 2 августа 1933 года. Основные материалы, которые были использованы при строительстве имели местное происхождение - это песок, глина, камень и дерево и строилось практически ручным трудом - топором, лопатой да кувалдой. На стройке постоянно трудились более 100 тысяч "каналоармейцев" - заключённых, всего же там побывало около 250000 заключённых,  12800 из которых погибли. После окончания стройки около 60 тысячам были сокращены сроки, а 12,5 тысяч были отпущены на свободу. Канал был готов к 20 июню 1933 года. Первым по нему прошлось судно "Чекист", а позднее в этом же месяце на катере прогулку по этому каналу совершает и сам Сталин с Ворошиловым и Кировым. Сталин охарактеризовал канал как мелкий, узкий и в целом не кому не нужный и бессмысленный. Глубина его в то время составляла всего 3 метра 65 см.

В начале Великой отечественной войны Южная (Онежская) часть канала была практически полностью уничтожена. В 1946 году её полностью восстановили. С 1950 - 1957 года канал был полностью электрифицирован. в 1964 году в результате открытия Волго-Балтийского канала нагрузка на Беломоро-Балтийский увеличилась в разы. В 1970 году канал был углублён, что позволило проходить  даже многим подводным лодкам. Максимальный пик перевозок пришёлся на 1985 год. В тот год было перевезено порядка 7,5 млн. тонн грузов.

В конце 20 века каналу был присвоен статус Историко - архитектурного  комплекса, который включает в себя  19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Длина искусственной части канала составляет 48 километров, длина всего канала 228 км. Канал представляет собой ступенчатую систему шлюзов, которые сначала поднимают суда на 70 метров, а потом опускают их 102 метра к Белому морю.

Строительство Беломоро-Балтийского водного пути, канала, а затем и мощного производственно-транспортного комбината, дало жизнь Беломорску, Надвоицам, Сегеже, Медвежьегорску и огромному лесному краю от Белого моря до Онежского озера.

Маршрут тура который охватывает также посещение Беломоро-Балтийского каналаКижи – Зоокомплекс – Валаам – Кивач – ББК - Соловки (6 дней / 5 ночей)