КАРЕЛОВ МИР

ВКОНТАКТЕ

Валаам издревне был древне славянский город и входил в состав новгородских территорий. До 1843 величественная природа Валаама была мало кому известна. Информационный прорыв произошёл в 1843 году, когда по Ладоге наладили пароходное сообщение. Сюда потянулись известные писатели и художники. Уже вёрст за пять до островов, приближающимся на пароходе посетителям рисуются величественные скалы, холмы и леса. Взирающий на неё невольно забывает всю мирскую суету и душа его погружается в какую то тихую радость. А при въезде в мМонастырскую бухту благочестивый путник приходит в сугубо изумительный восторг., производимый и красотою местности, и открывающееся ему святыней.

Доисторический период

Христианская вера и церковь в давние времена силилась утвердиться преимущественно на тех местах, которые прежде служили центром язычества. Предание говорит, что в древности на Валааме было главное капищ Велеса и Перуна, которым преклонялись и приносили в жертву все рядом живущие язычники. Это был Валаам языческий. Финны называют остров Валамо, что в переводе (мо –земля, Вал однокоренное с волос-велес) земля Велеса, что ещё раз подтверждает языческое происхождение. Изменил на христианское направление острова Андрей Первозданный – просветитель скифов и славян, прибывший из Киева. Добравшись до Валаама, он истребил эти капища, благословил горы каменным крестом и обратил веру жрецов и проживающих местных язычников. А после своего отплытия оставил на острове несколько сопутствующих ему учеников. Монастырское братство же здесь было основано в 960 году преподобным Сергием, Валаамский чудотворец. Он прожил более 60 лет и на его могиле поставили крест св. ап. Андрея, просветителя Валаамских островов. Дело преп. Сергия по устройству иночества продолжил преемник его Святой Герман. Про святого Сергия и Германа много трудов написано, это были настоящие Валаамские чудотворцы преславные. После смерти Германа многие посадники продолжали владеть Валаамскими островами. Память святых отцов Серия и Германа была для всех священна. Далее в истории идёт небольшой пробел и позже мы уже встречаемся с Иоакимом, который управлял Валаамским обителем в первой и начало второй половины 10 века. За ним в Валаамским игуменом был Феогност. С правления последних двух всё более стало почитать на правильное устройство. Там были игумен и братия и с этого времени начинается историческая судьба Валаамской обители.

История с 960 по 1715 год.

За это время обитель, то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять возникал из пепла и развалин. Первое разорение монастырь пережил от обиженных шведов в 11 веке, которые возвращаясь после своего поражения при бое с русскими, напали на бедных иноков. Разоряли и жгли мирные кущи и обители. До сих пор Валаам назывался обителью Святой троицы, после он стал называться монастырь святого Спаса Преображения. Троицкая же обитель, была сожжена шведами до основания. В прочем ветхость этой обители наводили мысли ещё до шведов построить более капитальные – каменные строения. Церковь во имя Спаса построил игумен Мартирий. Далее идёт период цветущего состояния обители до 15 века. В 16 веке беспокойные шведы опять завели войны с Россией и в 1578 году напали на Валаамский обитель, преследуя православных карел. Было убито мечом 28 человек. В 1581 году на острове открылся мор, жертвою которого стали 37 старцев и 47 послушников. Вскоре опять напавшие шведы сожгли и саму обитель. Остатки старцев и послушников спрятались на Валаамских горах, построив для жития свои кущи. До 1595 года, пока шведы властвовали над этой территорией там не осталось не одного православного. В этом же году был подписан со шведами мирный договор и 1597 году. По указанию царя Федора Иоанновича было по велено царскую казною возобновить обитель и назвать крестьян на монастырские земли. В 1598 году царь Фёдор Иоаннович умер и его дело продолжил Борис Годунов. И вскоре снова процвела Валаамская обитель: устроены были в ней церкви, кельи, отлиты колокола. В 1611 году шведы, взявшие Корелу, высадились и на Валаамский остров и предали всё огню и мечу. Остров опустел. На месте монастыря враги поставили себе жилища, с желанием навсегда водворить здесь свои жилища. Только св. мощи Сергия и Германа почивали на Валааме в глубине могилы. Узнав об этом шведы, одержимые лютеранским фанатизмом, решили достать и надругаться над ними, но при этой попытке всех их начал постигать недуг, и они признав своё бессилие, по сравнению со святыми угодниками. Впоследствии они стали даже почитать святые мощи и поставили на них деревянную часовню. На время пребывания здесь шведов, всем Валаамским старцам отвели Васильевский монастырь(недалеко от г. Старая Ладога) и особой грамотой государя позволили им владеть вотчиной и рыбными ловлями того монастыря., строить монастырские здания и призывать братию. Когда Валаамские иноки пришли в этот монастырь, в нём было только три сторожа, охранявший давно опустевший и заброшенный обитель от полного разграбления. У Валаамских монахов были спасённые от шведов свои сбережения, которые они тоже пустили на облагораживание своего временного прибежища.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить