КАРЕЛОВ МИР

ВКОНТАКТЕ

Монастыри и острова

Соловецкие острова

 Строго говоря, административно Соловки не входят в границы Республики Карелия. Но самый короткий путь до них лежит именно с карельского берега, через Кемь.Соловецкий архипелаг (Соловки) расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и более ста небольших островов. Большой Соловецкий остров наиболее известен среди всех, входящих в Соловецкий архипелаг. Его площадь – 246 кв. км (25 км в длину и 16 в ширину). Остров стал осваиваться первым, и до сих пор на нем расположены единственный поселок архипелага, основные музейные и монастырские ценности Соловков.

Остров Троицкий

Остров Троицкий(остров Троицы) расположился на озере Муезеро, которое в свою очередь находиться в Беломорском районе Карелии. Озеро размерами  8,7 на 4,7 км. На озере находятся два населённых пункта Афонино и Ушково, в которых давно ее кто не проживает. Муезеро происходит от карельского слова "муе" - ряпушка. И вот на этом озере в 15 веке существовал Муезерский острог.

Остров Олений (Онежское озеро)

Остров расположен в северной части Онежского озера в 12 км от о. Кижи. Относится к системе островов Кижских шхер. Размеры острова 2,5 на 0,5 км.  Практически каждый остров в Кижских шхерах чем то интересен и не обычен. Этот остров является геологическим и археологическим памятником Карелии, где охраняются уникальные известняково-доломитовые породы. Помимо этого он знаменит белыми, розовыми и голубыми известняками. В 30-е годы рабочие известнякового карьера обнаружили древние человеческие кости, ровесники карельских петроглифов. В результате дальнейших раскопок было обнаружено более 200 древнейших захоронений, в которых сохранились костяные орудия охоты и рыбной ловли. Практически в каждом погребении помимо этих орудий имелись и различные украшения, сделанные из зубов зверей. Считалось что всё это умершим могло пригодиться в царстве мёртвых.

До 1956 года на острове вели добычу извести(не считая конечно 1941-1944 года, когда эта территория была оккупирована Финляндией). На острове даже имелась узкоколейная дорога, которая была разобрана сразу, после ликвидации рудника. Рабочей силой на рудниках являлись военнопленные и политические заключенные.

В настоящее время остров интересен своим особенным известковым покровом, из которого растут деревья. Согласитесь, что белый грунт смотрится довольно не обычно. Помимо этого очень внушительно смотрятся оставшиеся печи использовавшиеся для выжигания извести и некоторая оставшаяся система шахт.

 

Остров Добрых Духов

Нажмите для просмотра!Остров Добрых Духов… - расположен на озере Воронье, которое входит в озёрно-речную систему Охта. Официального названия остров не имеет. Но удобство и красота стоянок на этом острове по маршруту сплава по реке Охта сделали своё дело. На начало 1970 года тут находилась всего одна скульптура - выжженное дерево напоминающее гнома. Часто устраивая на этом острове днёвки, туристы добавляли новые скульптуры - деревянные поделки. Так год от года музей рос. Не секрет, что любой скульптор оставляет в своём произведении частичку своей души. Но это лишь добавляет остров к воодушевлению. Истинное неформальное название острова - Остров Добрых Духов - пошло опять же с 70-х годов. Причиной же названия послужил случай спасения байдарочников которые попали в очень большую волну на озере на самодельной каркасной байдарке. Перевернувшуюся байдарку и её пассажиров неведомая сила притащила к острову, где они и были спасены. Удивлённые своим таинственным спасением туристы в последствии и назвали остров Добрых духов.

Маршрут, на котором можно посетить ОДД - Сплав по реке Охта (от 8 дней) - помимо посещения музейного острова и наслаждением Карельской природы любители рыбалки насладятся вдоволь ощущениями от пойманных рыбных трофеев.

Муромский монастырь

Муромский монастырь на юго-восточном берегу Онежского озера на полосе суши между Онегой и Муромским озером. С других двух сторон к это полосе тоже не подобраться, потому что с одной стороны - протока, соединяющая эти два озера, а с другой не проходимые болота. Когда то по болоту была сделана насыпь с дорогой, но со временем она разрушилась. Пробраться здесь можно только пешком. Самый распространённый подход к монастырю  -  через озеро. Летом водным путём, зимой по льду на снегоходах. Это создаёт особую сложность для восстановления монастыря.

Малый Колгостров (Пудожский район). Ильинский погост.

Малый Колгоостров ныне называется Ильинским погостом. Расположен он на территории Водлозерского Национального парка, в северной части Водлозера, недалеко от села Канзанаволок. Добраться сюда можно только по воде.

Лычный остров

Нажмите для просмотра!Одна из самых старинных северных деревень, еще в XV веке она входила во владения одного из новгородских бояр. В деревне на каменистой гряде стоит маленькая Петропавловская церковь, которая по праву считается жемчужиной озера Сандал. Она возведена в 1620 г. после губительного шведского и польско-литовского нашествий. Это первенец прионежской школы шатровых церквей. По своему типу церковь приземиста и непропорциональна: место для алтаря слишком мало, а трапезная наоборот – обширна и тяжеловата. Интерьер церкви скромен, декор сохранился плохо, остались лишь отдельные иконы «неба».

Кузова

Нажмите для просмотра!Архипелаг Кузова лежит в Белом море. Он отличается уникальным сочетанием удивительных по красоте природных ландшафтов и многочисленных памятников древности; включает в себя 16 небольших куполообразных, с крутыми склонами островов. Название архипелага, как предполагают языковеды, происходит от прибалтийско-финского понятия "кууси" — ель. Знаменит архипелаг культовыми памятниками, созданными саамами, – сейдами, лабиринтами, каменными кучами. Пару тысячелетий назад на этой суровой земле жили люди – саамы. В дореволюционной России их называли лопарями, а в Западной Европе – лапландцами. С их происхождением и культурой связано немало загадок. Самый большой интерес вызывают верования саамов, в основе которых лежали тотемистические представления, культ гор, камней, деревьев, животных и обожествление различных явлений природы. Особое распространение получил культ священных камней – сейдов. В основном сейды представляли собой утесы или крупные валуны, очертаниями напоминающие фигуры людей. Однако встречались и рукотворные сейды – камни, сложенные один на другой, или вырезанные из дерева идолы.

Святилища на архипелаге Кузова, насчитывающие около 800 разнообразных конструкций из камня, не имеют аналогов в мире. Больше всего культовых объектов на островах Русский и Немецкий Кузова.

С сейдами связана легенда, объясняющая название этих двух островов архипелага. Уже после освоения Беломорья русскими, которые основали Соловецкий монастырь, сюда нагрянули завоеватели — шведы. Целью отряда, возглавляемого Андресом Стюартом, был монастырь. В "смутном" XVII веке скоростных катеров не было — завоеватели остановились на Кузовах, чтобы передохнуть. Один из воинов, по легенде, стал грозиться в сторону святого места: дескать, недолго монастырю осталось красоваться. И тут же окаменел. Разом превратились в камень стоявшие поблизости "немцы". А остальные дали деру с русской земли. Отсюда и пошли названия – Немецкий и Русский Кузова...

На вершине горы Большого Немецкого Кузова находился настоящий пантеон саамских божеств. Несмотря на то, что часть, возможно лучшая, памятников святилища разрушена, на вершине горы сохранилось до полутораста сейдов и других каменных идолов.

По поверью саамов, сейды и другие идолы помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Сейдам и идолам приносили жертвоприношения. Поэтому неудивительно, что высокая скалистая гора Большого Немецкого Кузова, господствующая над всеми Кемскими островами, стала святилищем. И места в районе Кузовов были центром морских промыслов с древнейших времен.

Сейды на Большом Немецком Кузове – это огромные угловатые валуны, поставленные на мелкие камни – на "ножки". На верхней плоскости камня-сейда, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях – мелкие разноцветные камешки.

Другие идолы имеют разные формы и сочетания камней, они меньшего размера. Среди них выделяются идолы, имеющие вид грубого скульптурного бюста человека, по поморскому преданию "окаменевшие немцы". Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть туловища человека. На них – камни, имеющие форму головы человека, птицы или собаки. Спереди у некоторых идолов сохранилось по два камня цилиндрической формы, напоминающих вытянутые вперед руки.

Кроме сейдов сохранились на Кузовах загадочные лабиринты. Согласно древним ирландским и английским легендам, на спиралях лабиринтов при свете луны танцевали феи; по норвежским поверьям, каменные гряды выкладывали ледяные великаны; в шведских сказаниях лабиринты отмечают входы в подземные дворцы.

Ученые до сих пор спорят о том, какую цель преследовали древние люди, выкладывая на идеально ровной поверхности концентрически закрученные каменные дорожки. Несомненно, что это тоже часть древней саамской культуры — всего в странах Скандинавии обнаружено около 500 подобных лабиринтов. Однако, по признанию зарубежных археологов, найденные на Кузовах лабиринты представляют наибольшую историческую ценность. Они почти не тронуты временем и людьми. Расшифровывают язык лабиринтов по-разному. В составе и расположении конструкций святилищ Кузовов угадывается определенная упорядоченность и замысел.

Одни ученые считают, что это своеобразный культ морского промысла и связан он с морским побережьем. Другие видят в лабиринтах культ мертвых. По версии исследователей, душа движется в иной мир по подобному извилистому пути. Есть версия, что каменные дорожки выкладывали пастухи оленей, как оберег для стада. Быть может, лабиринты как-то связаны с представлением древних людей об астрономии и мироздании...

Уникальный культовый комплекс обнаружен на вершине острова Олешин. Здесь расположены два лабиринта, один из которых по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

        Нажмите для просмотра!    Нажмите для просмотра!

 

Нажмите для просмотра!

 

Кижи

История острова Кижи начинается в глубокой древности. Предками современных кижан были новгородцы, которые в X – XI веках начали осваивать северные края. Кижи и ближайшие к нему острова находились во владении новгородских бояр. В 1478 г. все новгородские владения вошли в состав Московского государства. Новгородские земли делились на провинции – «пятины», в состав которых входили округа - «погосты». Кижи и его окрестности стали центром Спасо-Кижского погоста. В начале 17 века погост нередко разоряли иноземцы. В 18 в после упразднения погостов как территориальных единиц, остров Кижи с ближайшими к острову землями был преобразован в Кижскую волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Приходские храмы на острове издревле были не только центрами духовной жизни округи, но и символом общности крестьянского мира. Строительство и ремонт церквей велись на средства кижских прихожан и жителей.

  • 1
  • 2