Немного найдётся мест, которые своим значением в истории русского Севера, да, наверное, не только Севера, сравнились бы с Сумпосадом.

Местная деревенская мореходка этого небольшого поморского села дала родине 80 капитанов! Среди них шесть братьев Ворониных и наиболее известный из них «ледовый капитан» Владимир Иванович Воронин – капитан «Седова», «Сибирякова», «Ермака», «Челюскина»… Уже одного этого факта из многовековой биографии Сумского Посада хватило бы, чтобы имя его золотой строкой вписалось в историю Родины.

Но в истории самого села – это лишь одна строка, а строк, подобных этой, в биографии Сумпосада немало. …У стен неприступного Сумского острога о шести башнях рубленных, построенного «для оберегания Русской земли», тщетно толпится шведское войско под командованием Свена Петтерсона. Уже отправлено в Швецию хвастливое донесение о взятии острога: «Пришли мы сюда… и выжгли его до основания и в тот же день отправились к другому городу», но Сумская крепость устояла от натиска штурмовавших её врагов и в тот день – 22 сентября 1591 года – побеждала она неприятеля не один раз. Английские и голландские купцы, приглядываясь к бесчисленным здешним амбарам и амбарчикам, прикидывали свою выгоду от торговых сделок с сумлянами. Торговля с заморскими купцами для сумлян выгодна была всегда. Весело шумела, соревнуясь отменными товарами, торгуясь с покупателями, здешняя Никольская ярмарка, известная на тысячи вёрст вокруг. Ещё в середине 40-х годов XIX в. продажа товаров на ней достигала суммы по тем временам немалой – 45 тысяч рублей. В древние времена из Новгорода сюда собиралось до двух тысяч санных подвод за известной по всему Русскому государству солью «поморкой». Возможно, где-то здесь по берегу закованной в лёд Сумы-реки шел с рыбным обозом из Холмогор юный Михайло Ломоносов по пути в Москву.