Беломорск

По археологическим данным, первые поселения на этой территории были основаны первобытными племенами в IV тысячелетии до н. э. В XIV – XV веках земли колонизировали славяне – переселенцы из Новгорода, Ладоги и северо-восточных княжеств Руси.

В XVI – XVII веках территория современного Беломорска являлась приграничной местностью Российского государства и неоднократно подвергалась нашествиям захватчиков. Для обороны рубежей государства Соловецкий монастырь выстроил в 1582 - 1585 годах в селении Сумы (ныне - село Сумпосад) острог, ставший важным форпостом на севере России. В 1702 году по территории района прошла Осударева дорога. Легендарный петровский волок начинался у поморской деревни Нюхча. С середины 19 века село Сорока является центром лесопиления Карельского Поморья. С 1916 года село становится узловой станцией Мурманской (ныне - Октябрьской) железной дороги, построенной в годы Первой мировой войны. В 1931 - 1933 годах на территории района проходит строительство Беломоро-Балтийского канала. Последний, 19 шлюз канала, открывающий выход в море, находится в черте города.

В 1938 году старое село Сорока, рабочий поселок лесопильщиков имени Солунина на правом берегу Выга, поселок водников канала и поселок железнодорожной станции Сорокская были объединены и получили статус города и его современное название (Беломорск) Указом Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1938 года. В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 год город Беломорск был прифронтовой столицей Карело-Финской ССР, здесь размещались штаб Карельского фронта и штаб партизанского движения. Беломорский район (с. Сума) также является родиной полярного капитана советского ледокольного флота В.И.Воронина (1890-1952). В 1935 году под его командованием ледокол «Сибиряков» впервые в истории за одну навигацию прошел весь Северный морской путь.