Основу эпоса «Калевала» составляют карельские и финские народные песни (руны), которые были собраны, записаны и опубликованы финским журналистом, врачом и языковедом Элиасом Лённротом. Еще будучи студентом, он мечтал создать из материалов народных сказаний что-то наподобие «Иллиады» или «Одиссеи». Для осуществления своей мечты ему понадобилось 20 лет, и за это время он совершил несколько путешествий по Финляндии и Карелии. 28 февраля 1835 г. «Калевала» была впервые опубликована.

 

 

Руны, которые составляют эпос, построены на нескольких сюжетных линиях, которые переплетаются друг с другом, но не имеют чёткой последовательности и сюжета, и поэтому многие руны можно читать отдельно друг от друга. Кроме пятидесяти рун, в эпосе присутствуют также заговоры, заклинания, свадебные обряды и песни – герои произведения, живущие и путешествующие по своей родной стране Калевале и по соседней стране Похьёле, и в мирной жизни и в случае конфликтов предпочитают действовать не оружием, а магическим словом. В эпосе часто встречаются описание уклада жизни людей и их зависимость от красивейшей северной природы.

 

Начинается эпос с рассказа о сотворении мира (неба, земли, светил) и рождении главного героя Вяйнямёйнена. Это вечно молодой старец, мудрец, певец-заклинатель, который дал людям музыку; умеющий заглянуть в прошлое и будущее, работник, имеющий разносторонние способности (охотник, рыбак, пахарь, строитель, моряк, целитель, и т.д.), а также предводитель своего народа в противоборстве с чёрными силами. Интересно то, что Вяйнямёйнену, которого на всём протяжении эпоса называют старцем, по подсчётам финских учёных, всего 37 лет.

Илмаринен – кузнец Калевалы, сумевший изготовить Сампо – мельницу счастья. Он серьёзен, медлителен и настоящий умелец. Он работает целыми днями, изготавливает оружие, косы, плуги, и даже женские украшения, и во время творческого вдохновения иногда даже забывает о том, что его окружает. Во время путешествий со своим другом Вяйнямёненом он совершает подвиги и чудеса. Хоть Илмаринен и не наделён качествами предводителя, но, несомненно, он является мужественным и непоколебимым воином, а также непревзойдённым оружейным мастером своей страны.

Лемминкяйнен – весельчак и задира, беззаботный и ветренный юноша, любимец женщин. Он лучше всех ездит на лыжах и отлично владеет мечом. В отличие от своих друзей в нём нет серьёзности и рассудительности, зато он любит хвастаться, обладает чувством юмора и живостью ума. Но люди всё равно его очень любят, даже несмотря на недостатки характера – прежде всего за то, что он храбрый и всегда готов сражаться с тёмными силами. Тем не менее народ иногда упрекает Лемминкяйнена за неосторожность и излишнее безрассудство, которые могут привести к весьма печальным последствиям.

Старуха Лоухи – хозяйка соседней страны Похьёлы, могущественная колдунья. К ней ездят за невестами главные герои, с ней же сражаются за волшебную чудо-мельницу Сампо. В «Калевале» много рассказывается о борьбе двух магов - старца Вяйнямёйнена и старухи Лоухи - хозяйки «нижнего мира», и о противостоянии двух стран – южной, доборой Калевалы и северной, злой Похьёлы. Несмотря на то, что Лоухи традиционно считается злой и отрицательной колдуньей, некоторые читатели видят в ней настоящую хозяйку, которая любит своё племя, заботится и защищает его, и её гнев по отношению к главным героям часто справедлив, т.к. мотивы и действия героев по отношению к ней и её семье иногда не совсем добры и правильны. К тому же, учёные считают, что не такая уж она и «старуха» - на момент повествования ей было 35 лет.

В эпосе «Калевала», конечно же, ещё очень много увлекательных сюжетов и героев - колоритных и имеющих разные характеры и судьбы.

После публикации «Калевала» обрела мировую известность.

- По его мотивам в 1959 г. был снят советско-финский фильм "Сампо". Вторая экранизация была сделана в 1982 г. финскими кинематографистами и называется «Железный век. Сказания Калевалы».

- По мотивам «Калевалы» карельским композитором Г.Синисало написан балет «Сампо», а сюжеты эпоса присутствуют в творчестве многих художников (Й.Блакстадиус, А.Галлен-Каллела, Т.Г.Юфа), писателей (М.Агрикол, Ф.Н.Глинка, А.Киви) и музыкантов (Я.Сибелиус, финские мелодик-метал группа Amorphis и фолк-метал группа Korpiklaani). Так же сюжеты «Калевалы» легли в основу сборника мифов и легенд «Сильмариллион» Дж.Р.Р.Толкина.

- «День народного эпоса Калевалы» - национальный праздник, который отмечается 28 февраля в Карелии и Финляндии.

 

Для любого народа такие произведения, как карело-финский эпос, остаются большими вехами, через которые осуществляется связь поколенийи обозревается наш собственный путь.

Конечно же, в эпосе очень заметны христианские мотивы, которые указывают на победу христианства над язычеством.

И ещё там есть такие слова:

"Неприлично в нашем роде...

Перед золотом склоняться...

Блеск у золота холодный,

Серебро морозом дышит".

В нашем современном мире, когда все только и думают, о том, как бы работать мало, а получать много, когда мы забываем друзей и родных, думая исключительно о себе и собственном благополучии, эти слова становятся как нельзя кстати.