КАРЕЛОВ МИР

ВКОНТАКТЕ

Населенные пункты

посёлок Ламбасручей

Посёлок в Медвежьегорском районе расположенный на берегу Уницкой губы Онежского озера. Упоминание об этой деревни в источниках начинаются с начала 18 века. В то время в этих краях жили исключительно карелы, которые селились на берегах крупных водоёмов, для того чтобы летом по воде, зимой по льду можно было бы перемещаться в другие крупные поселения. Занимались в таких деревнях  охотой, рыболовством, сельским хозяйством и различным промыслом, в котором была нужда для населения. В советское время здесь работала рыбоведческую бригада и часть населения работала в лесопользовании. За последнее 20 лет население посёлка упало более чем в 2 раза и на момент 201 года зафиксировано 445 человек.

Во время Великой отечественной войны территория посёлка была оккупирована финнами, всё молодое местное население были вывезены на строительства различных укрепительных объектов. Делалось это в первую очередь для того чтобы пресечь помощь партизанам. Но оставшиеся жители всё равно как могли  помогали провиантом и информировали их о перемещениях противников. На сегодняшний день на территории посёлка находятся два памятника посвящённые войнам Великой отечественной войны.

Рядом с посёлком находятся два государственных региональных болотных памятника природы, на которых произрастает в общем то не редкая для Карелии клюква.

Фото посёлка:

Южный Двор

Южный двор - это новое название деревни Вегорукса. Расположилась она западнее на 10 километров от посёлка Великая Губа Медвежьегорского района. Первое упоминание в летописях о ней было в 14 веке. В 15 веке село входило в собственность одного из новгородских бояр. В 16 веке ,как и село Кузаранда, Вегорукса объединила под собой несколько деревень.В конце 19 века в поселение входило уже более 40 дворов с населением более 300 человек. Эта деревня стояла на пути от Новгорода к Белому морю. До неё добирались водным транспортом, далее маршрут шёл сухопутный. Одной из главной достопримечательностью деревни является церковь Николая Чудотворца 17 века. Церковь также имела важную роль на пути проходящих кораблей, она являлась в качестве маяка. Церковь имела большую трапезную и ещё более внушительных размеров звонницу - самую большую из всех заонежских

 

Эта деревня встречается на маршруте "Мир Заонежья" (7 дней)

 

 

Шуньга

Село Шуньга расположено на берегах озера Путкозеро. Это очень древнее и крупное поселение Заонежья, выросшее на месте Шунгского погоста, упоминавшегося в летописях с XVI в.

 

Шуньга связывала Белое море, Онего и Новгород главной дорогой, которая проходила через село. В то время Шуньга была складочным пунктом, потом стала торгом, а затем уже появившиеся Шуньгские ярмарки становятся ещё одним ярмарочным центром Русского Севера. В наше время традицию проведения ярмарок в селе стали возрождать.

 

Очень живописна природа села: каменные берега, скалы, поросшие лесом и можжевельником, многочисленные острова на озёрах, живописные ламбушки и необозримые просторы, и чистый воздух, пропитанный хвойными ароматами.

 

Конечно же нельзя забывать и о заонежской вышивке, которая известна во всём мире и включает в себя все самые лучшие мотивы из русско-карельского искусства. В селе Шуньга до сих пор развита вышивка, мастерицы каждый день создают неповторимые и красивейшие узоры.

 

Также мировую известность селу принёс уникальный минерал шунгит, который получил своё имя из-за названия места, где был найден. Впервые изучен шунгит был в 1879 г., в настоящее время минерал применяется в металлургии, строительстве, фильтрации воды, нетрадиционной медицины.

 

Маршруты Заонежья:

 

Мир Заонежья (7 дней) -  маршрут по самым интересным местам северной части Онежского озера.

 

 

 

 

 

Шокша

Деревня Шокша расположилась в 61 километре южнее от г. Петрозаводска на берегу одноимённой речке Шокша. Деревня является старинным вепским поселением. Первым описанием в летописях датируется 15 веком. Из-древне здесь занимались каменотёсным делом. В 18 веке здесь открыли карьер по добыче малинового кварцита. В те времена его называли "шокшинский порфир" или "вельможный камень", т.к. шёл он на отделку дворцов и других господских зданий. Этим камнем облицованы здания в Санкт-Петербурге(зимний дворец, Исакиевский и Казанский соборы, памятник Николаю 1), Москвы(стены кремля, мавзолей Ленина) и даже саркофаг Наполеона  в Париже. Зарегистрированных граждан в этом населённом пункте на момент 2009-2014 года числиться 167-168 человек.

В 16 километрах от деревни расположен заброшенный монастырь Иоана Яшезерского. Родился он  в Шокше, и достигнув возраста 18 лет отправился в монастырь к преподобному Александру Свирскому а Свято-Троицкую обитель. в 1533 году получив благословение на пустынничество, поселился на берегу Яшезеро и несколько лет провел в одиночестве.Позднее к нему присоединилось ещё несколько иноков и совместными усилиями они построили церковь Пресвятой богородицы и другие постройки. В 1562 году была открыта вкладная книга для Благовещения сбора средств на монашескую обитель. Этот год принято считать датой основания Благовещенского Иоано-Яшезерского монастыря.)

В Шокше уже более 10 лет проводиться ежегодно праздник Вепской культуры. Называется этот праздник "день солнца".

Шелтозеро

Село Шелтозеро располагается на 80 км южнее г. Петрозаводска, на берегу Онежского озера. Это старинное вепсское село в Прионежском районе Республики Карелия, административный центр Шелтозерского вепсского сельского поселения, комплексный памятник истории. Впервые упоминается в 1543 году. Основной проживающая национальность - вепсы.

Вепсы – коренная народность, проживающая на северо-западе России и, по мнению специалистов, представляющая собой потомков племени «весь» - оседлый народ, занимавшийся земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой. Вепсы довольно не многочисленный народ, по переписи 1990 г. выявлено всего 12,5 тыс. вепсов, которые по их мнению являются частью этого древнего народа. Этническая территория вепсов в настоящее время расположена в трех субъектах РФ. В Карелии проживает почти половина этноса (6 тыс.), треть вепсов населяют Ленинградскую обл., остальные — на Вологодчине. По данным той же переписи, примерно равные доли вепсов живут в городе и деревне. Вепсский язык считают родным 37,5% представителей народа в Карелии и 69,6% в Ленинградской обл. Для остальных родной язык — русский. Основная часть карельских вепсов (до 80%) проживает в Петрозаводске.

Интересен посёлок и в архитектурном плане, так как отражает основные черты древнего народного зодчества конца 19 и начала 20-го века. Среди них в большинстве своём преобладают дома комплексы типа брус, на высоком подклете, в котором располагается хозяйственная часть дома. То есть по сути Вепские дома отличаются от Карельских расположением хлева и отсутствием разделения зимняя и летняя изба.

Особый колорит вепсским домам придают конструктивно-декоративные детали. Это диковинные карнизы на фронтонах домов, разнообразные декорированные подшивки углов срубов, резное оформление части фронтов, которые также украшены декорированными балконами. Некоторые элементы декора заимствованы из городской архитектуры, в частности – Петербурга.

Исторически -музейная часть посёлка располагается на нескольких улицах, попадая на которые, в полной мере ощущаешь весь вепсский колорит

Это территория Вепсского этнографического музея. Здесь находятся два уникальных памятника вепсского народного зодчества – дом Мелькина (вт.пол.XIX в.) и дом Тучина (1920-е гг.), в которых размещена экспозиция музея.

Режим работы:

ежедневно с 10-00 до 17-00

перерыв с 13-00 до 14-00,

выходной - понедельник

Зав. филиалом - Анхимова Наталья Александровна

Заявки по телефону: (8-8142) 53-91-50 - диспетчер Шелтозерского вепсского этнографического музея им.Р.П.Лонина

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Доп. тел.: (8-142) 76-94-79 - диспетчер Карельского государственного краеведческого музея

 

 

В Шёлтозере ежегодно проводиться праздник Красного петуха

 

Чёлмужи, Богоявленская церковь

До наших дней в Заонежье сохранилось немало памятников народного храмового зодчества, говорящих о художественном таланте наших далеких предков.

Богоявленская церковь в селе Чёлмужи – один из них. Более трех с половиной столетий возвышается она на песчаном, открытом всем ветрам берегу Повенецкого залива, и как своеобразный маяк издалека просматривается с водных просторов озера.

История Чёлмужской церкви тесно переплетается с определенными событиями, происходившими в Русском государстве в конце XVI - начале XVII веков, с именами ряда политических деятелей того времени. Так, в Георгиевский погост, что в 15 верстах от Чёлмужей, пришедшим к власти Борисом Годуновым была заточена по подозрению в заговоре против него княгиня Романова, мять будущего царя Михаила, постриженная в монахини под именем Марфы. В изгнании ей всяческие услуги оказывал местный священник Ермолай Герасимов, за что потом царем Михаилом Федоровичем (сыном Марфы) ему была пожалована по обельной грамоте вотчина в Челмужском погосте с крестьянами, а его потомки на все времена были освобождены от всяческих государственных податей и повинностей. За ними на долгое время сохранилось в память о тех событиях звание "бояр". В 1605 году, по преданию, помилованная Василием Шуйским заточница, по обету заложила в селе Челмужи церковь и нарекла ее "Богоявленской", в благодарность за чудо своего спасения. Однако в архивах имеются материалы, указывающие на 1577 год, как на дату постройки храма. Кроме того, в его алтаре ранее находились два резных креста. На лицевой стороне одного из них стояла дата – 1577 год, на лицевой стороне другого - 1605 год. Поэтому наиболее вероятно предположение, подтвержденное и натурными исследованиями здания, что первоначально, в 1577 году, в Чёлмужском погосте был поставлен клетский храм, небольшой, перекрытый простой двускатной крышей, представлявший собой один из наиболее древних типов церквей, прообразом для которых являлась обычная жилая клеть, рубленная из бревен. В 1605 году Богоявленская церковь была, очевидно, перестроена на пожертвования бывшей инокини Марфы. Церковь получила более выразительный высотный силуэт благодаря надстройке над четвериком собственно церковного помещения и частично трапезной. Особенности социальной жизни того времени непосредственно обусловили значительный объем размеров трапезной. После падения в XV веке Новгородской боярской республики ее земли перешли к Московскому централизованному государству, крестьяне получили относительную свободу. Возникли благоприятные условия для земского самоуправления, активация которого приходится как раз на время строительства Чёлмужского храма. На рубеже XVI — XVII веков роль общественных центров сел стали играть церковные трапезные. Здесь со всей округи собирался на сходки народ, для чего эти помещения рубили по возможности более вместительными. Трапезная Богоявленской церкви по площади превышала основное помещение, а вдоль стен ее были гостеприимно установлены широкие дощатые лавки на резных ножках-опорах. В 1844 году сруб церкви обшивают тесом.

В конце XIX века среди русской прогрессивной общественности повысился интерес к памятникам народной культуры. Чёлмужская церковь, по данным императорской археологической комиссии, к началу XX века имела значительные разрушения. Из-за загнивания древесины постройки произошла ее неравномерная осадка, искривились потолок и пол. К трехсотлетию дома Романовых архитектор Милеев получил государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы "сильно обветшавшего храма". В 1913 были заменены сгнившие венцы трапезной и сеней, перебраны полы, отремонтированы все потолки и крыши, заново выполнена обшивка. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила в непосредственной близости от Чёлмужей. Так как церковь, возвышаясь над общей застройкой села, служила ориентиром для дальнобойной артиллерии противника, было принято решение разобрать шатер и колокольню. В 1950-х годах по проекту архитектора В.В.Гнедовского были осуществлены ремонтно-реставрационные работы Чёлмужской церкви. В это же время были отремонтированы кровли над алтарем и трапезной и перебрано крыльцо. Двускатные кровли выполнены из теса. Резьба столбов звонницы выполнена в виде широко распространенного в Заонежье мотива стилизованных кувшинчиков. Церковь по своей композиции воздействует на посетителя эффектом нарастания эмоциональной нагрузки, усиливающимся благодаря движению от плохо освещенных и низких сеней – к относительно светлой и высокой трапезной. Композиционным центром помещения церкви является иконостас. Сохранились лишь следы врубок старого иконостаса, имеющего каноническую структуру. Он состоял из трех ярусов, на которые устанавливались иконы.

Все иконы старого иконостаса в 1963 году вывезены экспедицией Карельского музея изобразительных искусств, где и сейчас хранятся в запасниках. Из живописи первого яруса сохранились две иконы XVIII века – "Деяния апостолов Петра и Иоанна" и "Распятие". Деисусный ряд - второй ярус – представлен 12 иконами начала XVII века, третий ярус – 12 двурядными иконами XVII - XVIII веков.

Чёлмужи

До наших дней в Заонежье сохранилось немало памятников народного храмового зодчества, говорящих о художественном таланте наших далеких предков. Богоявленская церковь в селе Чёлмужи – один из них. Более трех с половиной столетий возвышается она на песчаном, открытом всем ветрам берегу Повенецкого залива, и как своеобразный маяк издалека просматривается с водных просторов озера.

Церковь по своей композиции воздействует на посетителя эффектом нарастания эмоциональной нагрузки, усиливающимся благодаря движению от плохо освещенных и низких сеней – к относительно светлой и высокой трапезной. Композиционным центром помещения церкви является иконостас.

Сохранились лишь следы врубок старого иконостаса, имеющего каноническую структуру. Он состоял из трех ярусов, на которые устанавливались иконы. Все иконы старого иконостаса в 1963 году вывезены экспедицией Карельского музея изобразительных искусств, где и сейчас хранятся в запасниках. Из живописи первого яруса сохранились две иконы XVIII века – "Деяния апостолов Петра и Иоанна" и "Распятие". Деисусный ряд - второй ярус – представлен 12 иконами начала XVII века, третий ярус – 12 двурядными иконами XVII - XVIII веков.

Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!

Царевичи

На бывшей федеральной трассе Санкт-Петербург - Мурманск (ныне этот участок от ст. Шуйской до г. Медвежьегорска проходит правее на 5 -30 километров), в 30 км находиться деревня Царевичи. Расположилась она на перешейке между двух вытянутых с юго-запад на северо восток озёр ледникового происхождения. В Царевичах две основные достопримечательности. Первая - это небольшая придорожная каменная часовенка Святителя Николая Чудотворца (при проезде с Петрозаводска по правую руку). Вторая это заказник Карельской берёзы(если ехать в сторону Марциальных вод, то при въезде в Царевичи по левую руку). Правда при последнем нашем посещении Карельской берёзы мы там не обнаружили(Стояли ровные стволы обычной берёзы), а местные говорят что Карельская была вырублена ещё в конце 80-х годов, пользуясь неразберихой в стране. Основных историй названия этой деревушки две. Согласно первой название пошло от проезжающего здесь императора Александра второго, который назвал эти места царскими.  Вторая гласит, что в деревне Царевичи на пути к первому российскому курорту «Марциальные Воды» останавливался Петр I и на месте его отдыха и молитвы в дальнейшем поставили часовенку.
в наше время в деревне прописано не более 10 человек, но на вид деревня довольно большая, что говорить о большом количестве дач и гостевых. Помимо всего здесь располагаются пару небольших турбаз.

Усть – Яндома

Усть-Яндома это одна из старых карельских деревень с традиционными карельскими домами. Расположена она на берегу Онежского озера. В деревне осталось всего несколько сооружений, из них есть три дома которые до сих пор остались в более менее обжитом виде. Людей здесь практически не бывает, а эти дома на летний период бывают заселяются рыбаками. От домов осталась только жилая часть. Хозяйственные же части(хлев), а они строились из менее толстостенной древесины все сгнили и обрушились.
По середине береговой линии деревни, на мысу расположилась клетская часовня 17-18 веков  Георгия Победоносца. Она является одной из самх старых заонежских часовен. Часовня выполнена в виде четверика с одним куполом и шатровой звонницей. Колокольня выглядит довольно внушительно, и выделяет этим эту часовню от всех остальных. Вокруг часовни выложен крепостное ограждение из валунов, проход через которые сделан под двухскатной крышей.
Здесь проходит Пеший маршрут по Заонежью(10 дней)
.

Типиницы

Деревня Типиницы (около 20 км к юго-востоку от Великой Губы) – центр Типиницкого прихода, возникшего в семнадцатом веке. В писцовой книге 1646 года упоминается "выставка в Типиницах во имя пророка Илии", указывается, что раньше здесь были часовни. В восемнадцатом веке приход насчитывал семьдесят дворов с населением 797 человек.

В конце девятнадцатого века в перечне церквей Типиницкого прихода нет упоминания о церкви Илии пророка, а говорится лишь о Вознесенской церкви, построенной в 1781 году. Эта церковь сгорела уже в конце XX века. В Типиницах у дороги по направлению к деревне Поля стоит маленькая часовня Святого Духа, построенная в наше время руками сельчан. Здесь сохранилась одна из самых монументальных построек Заонежья – Вознесенская церковь (1781, перестроена 1829 – 1830 гг.). Особенности церкви – её высокое основание (подклет ), которое придает сооружению внушительность. Интересная деталь – старинные маленькие, почти квадратные окошки, сохранившиеся рядом с более поздними широкими окнами. В церковном зодчестве оконные проемы и наличники часто были единственным украшением глухих бревенчатых стен. Внутри церкви сохранились золоченые резные ворота иконостаса. Иконы XVII века, выполненные именно в Типиницах, хранятся в различных музеях. Два памятника – «Никола Можайский с житием» 1667г и «Параскева Пятница с житием» 1660г – выполнены в иконописной мастерской в Типиницах.