КАРЕЛОВ МИР

ВКОНТАКТЕ

Александро-Свирский ансамбль находится в Ленинградской области в 26 км от города Лодейное Поле, на старом Олонецком тракте в селении Старая (Свирская) Слобода. Легенда сказывает, что в 1484 году валаамский монах Александр пришел на берега Рощинского и Святого озер и срубил на перешейке между ними деревянную келью. Семь лет монах жил в одиночестве, пока в 1491 году к нему не прибыло подкрепление. Именно с этого момента начинается активное деревянное строительство в монастыре.

 

Первая постройка – шатровая Троицкая церковь, затем – Покровская с трапезной и колокольней, далее – ряд жилых построек. К сожалению, ни одно из деревянных строений не сохранилось до нашего времени. Начиная с 1533 года, в монастыре происходили большие изменения. Во-первых, сюда пригласили известного "каменных дел мастера" Игнатия, который уже успел порадовать своими творениями жителей Москвы и Новгорода. Он отстроил заново Покровскую церковь в каменном варианте, также с трапезной и часовней, затем взялся за Троицкую. Одновременно в 600 метрах от существующего комплекса на берегу Рощинского озера начали возводить постройки Преображенского монастыря.

Здесь надо пояснить, что иногда весь комплекс называют Александро-Свирским монастырем, подразделяя его на Троицкую и Преображенскую части, а иногда каждый рассматривают самостоятельно – Троицкий и Преображенский монастыри. Тем не менее, в одно время широким фронтом начались огромные работы, как по каменному строительству, так и по возведению нового ансамбля. Монастыри отстраивались и росли за счет вкладов царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича и бояр Годуновых. При Василии Шуйском особой грамотой за монастырями было закреплено право сбора пошлин во время ярмарок, которые ежегодно устраивались у их стен. Очевидно, финансовое положение монастыря в то время шло неплохо. Впрочем, для первой каменной постройки использовался кирпич, который производили сами жители монастыря. Покровская церковь, сложенная из этого кирпича, сохранилась до наших дней.

Польско-шведские войска наведывались в эти места трижды: в 1613, 1615 и 1618 годах, и разоряли монастыри, несмотря на то, что у них был оборонный потенциал. Например, в Преображенском комплексе келейные корпуса одновременно выступали в роли оборонительной ограды. Каждый раз после нападений ансамбль восстанавливался "за счет средств, собираемых монастырем".

В конце XVIII века положение монастыря меняется, он приходит в обветшалое состояние. В XIX веке был проведен ремонт многих построек и церквей. Сразу после революции ансамбль был объявлен памятником зодчества, здесь был организован Музей искусства и старины, в котором выставлялись предметы обихода и изделия народных промыслов, а также иконы северных мастеров и древние рукописные книги с красочными миниатюрами. В 30-е годы ХХ века на территории варварски разграбленного монастыря был организован совхоз им. Карла Маркса. В военные 1941-1945 годы здесь располагался финский госпиталь. В послевоенное время обитель забыли.

В настоящее время ансамбль частично отреставрирован. Монастырь является действующим, но в Преображенской части размещена психиатрическая клиника, что печально перекликается с судьбой Валаама – много лет на острове располагался дом-интернат для инвалидов войны. Деревня тоже теперь невелика. Она уже давно расположена далеко от проезжей дороги, к югу от нее – заповедник, его посещение жестко ограничено. Тем не менее, есть планы по привлечению туристов в Свирскую Слободу и паломников в монастырь. Возможно, это и приведет к некоторому оживлению в этом красивейшем крае. Из религиозных реликвий в монастыре находятся мощи Александра Свирского. В 1998 году произошло второе чудесное обретение мощей преподобного Александра Свирского, до последнего времени считавшихся исчезнувшими после погрома 1918 года. Историко-архивные и судебно-медицинские исследования установили, что находившиеся с 1919 года в анатомическом музее Военно-медицинской академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат великому старцу-иноку. В середине августа 1998 года мощи Александра Свирского были открыты для народного поклонения в храме святых Веры, Надежды и Любови, а затем торжественно перенесены в возрождаемую обитель, где они открыто почивают в отреставрируемом храме святых праведных Захария и Елисаветы.